ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 марта 2004 г. N 1 

О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.10.2015 N 420)

 Системная работа государственных органов всех уровней, иных организаций и граждан по укреплению общественной безопасности и дисциплины способствовала снижению гибели и травматизма людей.

В результате совместных усилий, предпринятых в течение последних лет, жизнь граждан страны стала более безопасной и комфортной. Значительно снизился уровень преступности, постепенно нормализуется ситуация с авариями на дорогах, уменьшилось количество пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем существующие проблемы в обеспечении общественной безопасности и дисциплины полностью не решены. Люди продолжают гибнуть от внешних причин. Страна много теряет от бесхозяйственности, расхлябанности, пьянства, наркомании. Деятельность по обеспечению общественной безопасности и укреплению дисциплины требует дальнейшего совершенствования.

Основными причинами происшествий, повлекших гибель людей, являются безответственное отношение граждан к личной безопасности, а также невыполнение руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований пожарной и промышленной безопасности, производственно-технологической дисциплины и недостаточный контроль со стороны руководителей государственных органов за деятельностью подчиненных организаций. Органами государственного надзора, профессиональными союзами вскрываются многочисленные факты несоблюдения элементарных норм охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины.

Эффективность работы по профилактике чрезвычайных происшествий на местах остается низкой. Зачастую руководители не рассматривают эту работу в качестве приоритетной, а предписания контролирующих (надзорных) органов по обеспечению безопасности производства выполняют по "остаточному" принципу.

Одной из главных причин гибели людей, которой вполне можно было избежать, остается человеческий фактор, основанный на низкой культуре населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также на отсутствии необходимых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

В целях дальнейшего укрепления общественной безопасности и дисциплины, создания дополнительных условий для безопасной жизнедеятельности населения:

1. Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности:

1.1. одним из основных критериев оценки выполнения настоящей Директивы считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях;

1.2. в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах;

1.3. для повышения безопасности транспортной деятельности неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;

1.4. обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за:

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

1.5. своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, повышать эффективность работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;

1.6. для повышения безопасности производственной деятельности исключить случаи допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований;

1.7. совершенствовать формы и методы взаимодействия с местными Советами депутатов, профессиональными союзами и иными общественными организациями по вопросам охраны труда;

1.8. при эксплуатации производственных, жилых, общественных зданий и сооружений обеспечить безусловное выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе по их техническому состоянию, своевременному обслуживанию, проведению обследований, содержанию прилегающих территорий и ведению соответствующей технической документации;

1.9. при проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий планировать и реализовывать совместно с заинтересованными комплекс мер по обеспечению порядка их проведения и общественной безопасности. Персональную ответственность за обеспечение порядка проведения таких мероприятий возложить на их организаторов и руководителей организаций, на балансе которых находятся объекты, служащие местом проведения этих мероприятий, а персональную ответственность за обеспечение общественного порядка - на руководителей органов внутренних дел.

2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 января 2016 г. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями изучить вопросы и принять меры по:

повышению ответственности работников за личную безопасность и собственное здоровье, безопасность окружающих в процессе выполнения работ, расширению полномочий должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда;

возложению персональной ответственности на руководителей организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, по соблюдению дисциплины, в том числе в нерабочее время при производстве работ вахтовым методом и проживании рабочих на территории строящихся объектов;

совершенствованию системы экономических стимулов и санкций, способствующих соблюдению требований безопасности;

усилению персональной ответственности руководителей (нанимателей) соответствующих организаций за качество разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта, поддержания в надлежащем состоянии, реконструкции и модернизации объектов производственного и социально-бытового назначения, а также за неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;

усилению контроля за своевременным прохождением работниками обязательных медицинских осмотров с целью снижения риска профессиональных заболеваний;

укреплению безопасности дорожного движения и дисциплины его участников, снижению гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенствованию механизма профилактики детского травматизма на дорогах, обустройству их участков с потенциальным риском дорожно-транспортных происшествий необходимыми средствами безопасности;

ужесточению требований к производителям алкогольной продукции в части повышения ее качества, повышению их персональной ответственности за выпуск и реализацию непищевой спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям законодательства;

выработке механизма и единых подходов органов государственного управления по организации работы, направленной на поэтапное сокращение потребления населением алкогольной продукции;

2.2. до 1 февраля 2016 г. обеспечить разработку порядка обследования строительных конструкций наиболее важных промышленных объектов и общественных зданий (в первую очередь с массовым пребыванием людей), в том числе с использованием инструментальных методов, предусмотрев возложение обязанности осуществлять такое обследование на собственников указанных объектов;

2.3. при подготовке проекта Государственной программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы предусмотреть в нем основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

2.4. принять меры по повышению качества обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности, в том числе путем включения дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в перечень обязательных для изучения учебных предметов типовых учебных планов общеобразовательных учреждений. Расширить практику организации лагерей, слетов, конкурсов и иных мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Государственным органам:

3.1. совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности обеспечить ежегодное обследование:

объектов социально-бытового и социально-культурного назначения с принятием собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) безотлагательных мер по обеспечению безопасной эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, в части выполнения ремонтных работ либо вынесения решений по их сносу и утилизации;

неиспользуемых капитальных строений, зданий, сооружений, подвальных и чердачных помещений, технических подполий и этажей, вспомогательных помещений с инженерным оборудованием многоквартирных жилых домов, а также принятие собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) мер по ограничению доступа в данные строения (помещения) посторонних лиц и обеспечению их эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

3.2. принять меры по разработке и реализации на отраслевом и территориальном уровнях комплексных планов мероприятий по обеспечению безопасности производственной деятельности и осуществлять мониторинг их реализации.

4. Работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья.

5. Следственному комитету, Министерству здравоохранения на постоянной основе проводить анализ причин и условий гибели граждан, по результатам которого вносить необходимые предложения о принятии дополнительных мер по устранению либо минимизации таких причин и условий.

6. Министерству информации, республиканским и местным средствам массовой информации обеспечивать систематическое освещение в государственных средствах массовой информации, в том числе путем создания (расширения) постоянных рубрик и программ, вопросов обеспечения общественной, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствий нарушений производственно-технологической дисциплины, безопасности перевозки опасных грузов, охраны труда, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом, последствий для здоровья табакокурения, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции.

7. Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству внутренних дел:

7.1. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ежегодно проводить семинары по вопросам организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта со специалистами государственных органов и организаций, ответственными за указанное направление деятельности;

7.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять меры по безусловному выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене. Обеспечить постоянную оценку уровня безопасности пассажирских перевозок.

8. Министерству труда и социальной защиты, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел на основе анализа результатов работы по контролю (надзору) соответственно за безопасными условиями труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасностью, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствиями нарушений производственно-технологической дисциплины, состоянием общественной безопасности ежегодно планировать комплекс мер по профилактике выявленных нарушений.

9. Государственному комитету по стандартизации, Министерству архитектуры и строительства обеспечить контроль за соблюдением проектными организациями обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании объектов. При выявлении фактов несоблюдения таких требований принимать меры по прекращению действия квалификационных аттестатов организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения.

10. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 января 2016 г. выработать и обеспечить реализацию на подведомственной территории комплекса мер по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности. Результаты этой работы ежегодно рассматривать на заседаниях исполкомов.

11. Республиканскому государственно-общественному объединению "Белорусское республиканское общество спасания на водах" принять дополнительные меры по обеспечению контроля за соблюдением правил охраны жизни людей на водах, в том числе в части эффективного функционирования спасательных станций и постов.

12. Федерации профсоюзов Беларуси рекомендовать повысить эффективность общественного контроля за соблюдением производственно-технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности.

13. Местным Советам депутатов рекомендовать активнее участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обеспечении общественной, промышленной, пожарной безопасности, безопасности транспортной деятельности, улучшении условий и охраны труда, формировании здорового образа жизни населения, в том числе при подготовке и утверждении региональных программ, концепций (планов мероприятий) по указанным направлениям деятельности, осуществлении контроля за их выполнением и утверждении отчетов об их исполнении.

14. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок разработать и по согласованию с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь утвердить соответственно республиканский и местные планы мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

15. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, организацию и координацию данной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, - на Совет Министров Республики Беларусь, а на территориальном уровне - на облисполкомы и Минский горисполком.

16. Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь ежегодно до 1 марта докладывать Президенту Республики Беларусь о результатах деятельности государственных органов и иных организаций по выполнению настоящей Директивы.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО 

ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

29 декабря 2001 г. N 23 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТЛОВУ, ОТСТРЕЛУ, СОДЕРЖАНИЮ И ЭВТАНАЗИИ 

БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2001 г. N 483 "О комплексной программе профилактики бешенства на 2001 - 2003 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 38, 5/5686) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 

Утвердить прилагаемое Положение о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь.

  

Министр А.А.МИЛЬКОТА 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТЛОВУ, ОТСТРЕЛУ, 

СОДЕРЖАНИЮ И ЭВТАНАЗИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В 

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

Глава 1 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БРИГАД ПО ОТЛОВУ БЕЗНАДЗОРНЫХ 

ЖИВОТНЫХ 

1. Бригады по отлову безнадзорных животных создаются в населенных пунктах Республики Беларусь при организациях, определенных местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. N 834 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 57, 5/6167).

 В небольших населенных пунктах отлов безнадзорных животных может производиться бригадами из других городов на договорной основе.

 2. Бригады по отлову безнадзорных животных способствуют стабильности эпизоотической и эпидемической обстановки на территории обслуживания по болезням, общим для человека и животных.

 3. В состав бригады входят водитель специальной машины с совмещением обязанностей специалиста по отлову животных и специалисты по отлову животных. Количественный состав бригад определяется исходя из местных условий.

 4. К работе специалиста по отлову животных допускаются лица не моложе 18 лет, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, прошедшие курс специального обучения, организуемый коммунальными организациями совместно с обществами защиты животных, дающий право на получение соответствующего удостоверения.

 Удостоверение предъявляется специалистами по отлову животных при отлове безнадзорных животных представителю администрации, где производится отлов, или по требованию общественных организаций и отдельных граждан.

 5. Специалисты по отлову животных обязаны:

 5.1. соблюдать принципы гуманности при отлове и транспортировке животных;

 5.2. производить отлов безнадзорных собак, кошек при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм;

 5.3. принимать от населения ненужных животных для последующей эвтаназии;

 5.4. доставлять безнадзорных животных на специально оборудованный пункт приема и предварительного содержания (далее - пункт приема) в день отлова;

 5.5. подбирать трупы собак, кошек и других животных;

 5.6. доставлять безнадзорных собак, кошек, покусавших людей, а также животных, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительных на заболевание бешенством, в ветеринарные службы для осмотра.

 6. Бригадам по отлову безнадзорных животных запрещается:

 6.1. отлавливать безнадзорных животных без заявок заинтересованных организаций;

 6.2. присваивать себе отловленных животных, а также продавать или передавать их частным лицам или организациям;

 6.3. снимать собак с привязи у магазинов, аптек, предприятий коммунально-бытового обслуживания и так далее;

 6.4. использовать приманки и другие средства отлова без рекомендаций государственной ветеринарной службы.

 7. Бригады по отлову безнадзорных животных вносят предложения администрации организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, по защите чердаков и подвалов жилых домов от проникновения безнадзорных животных, защите от животных мест сбора пищевых отходов, устранению стихийных мусорных свалок.

 (в ред. постановления Минжилкомхоза от 30.10.2006 N 35)

 8. Работники бригад по отлову безнадзорных животных несут ответственность в соответствии со статьей 103-1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. 

Глава 2 

ПОРЯДОК ОТЛОВА И ОТСТРЕЛА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ 

9. Безнадзорным является животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, либо животное, от права владения на которое владелец отказался.

 Отлов безнадзорных собак, кошек в населенных пунктах производится в целях предотвращения заболеваний людей и животных бешенством и другими инфекционными болезнями, а также предотвращения покусов людей и животных.

 10. Мероприятия по отлову собак, кошек проводятся по графикам, согласованным с местными исполнительными и распорядительными органами, и по заявкам жилищно-эксплуатационных и других организаций. Время проведения мероприятий согласуется с территориальными жилищно-эксплуатационными организациями в будние дни в период минимального присутствия населения с предварительным информированием населения.

 11. Основанием для подачи заявок является наличие безнадзорных животных на обслуживаемой территории, а также обращения граждан и поступившие предложения санитарно-эпидемиологической или ветеринарной служб о необходимости проведения отлова животных.

 12. Отлову подлежат безнадзорные собаки, кошки (в том числе с ошейниками, жетонами и в намордниках).

 13. Агрессивных безнадзорных животных, подозреваемых в бешенстве, а также в местах, где невозможно применить ловушки и другие способы отлова, разрешается их временное усыпление с помощью специальных ружей со стрелами. Стрелы снабжаются успокаивающими лекарственными препаратами, зарегистрированными в Республике Беларусь для этих целей и прошедшими проверку в Белорусском центре по контролю, испытанию и стандартизации ветеринарных препаратов и кормовых добавок. Дозы применяемых лекарственных препаратов определяются ветеринарным врачом. Работники бригад по отлову животных должны пройти обязательное обучение по обращению со специальными ружьями.

 14. В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. N 834.

Глава 3 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТЛОВУ, ОТСТРЕЛУ, СОДЕРЖАНИЮ 

И ЭВТАНАЗИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ 

15. Организации по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных (далее - организации) осуществляют:

 15.1. доставку безнадзорных животных в ветеринарные службы в пределах населенного пункта для ветеринарного осмотра;

 15.2. учет принятых и отловленных безнадзорных животных, который ведется в журнале учета согласно приложению;

 15.3. прием домашних животных от населения производится на стационарных, специально оборудованных пунктах приема организаций или в крытый кузов автомобиля непосредственно на месте отлова для доставки в пункты приема.

 16. Организации совместно с ветеринарными службами решают вопрос о дальнейшем использовании отловленных животных.

 17. Работники пунктов приема должны осуществлять прием животных от населения, учреждений, бригад по отлову безнадзорных животных, обеспечивать надлежащее санитарное состояние рабочих мест и охрану людей от покусов животных.

 18. Отловленные собаки, кошки, имеющие регистрационные жетоны, содержатся в специально отведенных и оборудованных местах, о чем ставится в известность владелец животного.

 Собаки, кошки возвращаются владельцам (кроме животных, покусавших людей, а также контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительных на заболевание бешенством). Отловленные животные могут быть возвращены владельцам при предъявлении регистрационного удостоверения на животное. В случае отсутствия регистрационного удостоверения животное может быть возвращено по письменному заявлению владельца при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо паспорта, либо иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу иностранного гражданина или лица без гражданства, выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или международной организацией. При возвращении животного владельцу последний обязан возместить полную стоимость затрат по его содержанию.

 (в ред. постановления Минжилкомхоза от 30.01.2009 N 5)

 19. Отловленные охотничьи, служебные и другие собаки ценных пород должны содержаться в отдельном помещении.

 20. Работники организаций при отлове животного с жетоном немедленно информируют диспетчера (мастера) о таком животном с указанием номера жетона животного.

 21. Диспетчера (мастера) организаций информируют соответствующие жилищно-эксплуатационные службы об отловленных животных с жетонами.

 22. Жетоны отловленных и невостребованных животных должны быть зарегистрированы в специальном журнале и сданы начальнику организации для возврата в жилищно-эксплуатационную службу.

 23. Организации осуществляют свою деятельность за счет бюджетных и внебюджетных средств.

 24. Организации должны прилагать усилия к поиску владельцев потерявшихся животных или новых владельцев.

 25. Организации обязаны предотвращать размножение животных, находящихся в пунктах приема, принимать меры по стерилизации животных.

 26. Поступившие в пункты приема животные проходят ветеринарный осмотр и при необходимости карантин.

 27. Эвтаназия безнадзорных животных в организациях производится в специально оборудованных помещениях.

 28. Работа по эвтаназии должна вестись под контролем ветеринарного врача. Только по его разрешению животное может быть подвержено эвтаназии или оставлено на определенный срок для наблюдения и постановки диагноза.

 29. Для эвтаназии могут быть использованы различные химические, фармакологические средства, не вызывающие беспокойства животных, зарегистрированные в Республике Беларусь для этих целей и прошедшие проверку в Белорусском центре по контролю, испытаниям и стандартизации препаратов и кормовых добавок.

 30. Ветеринарный врач должен регистрировать всех животных, у которых установлены инфекционные и другие болезни, с указанием мер предосторожности при их эвтаназии и дальнейшем захоронении трупов. 

Глава 4 

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТЛОВУ, 

ОТСТРЕЛУ, СОДЕРЖАНИЮ И ЭВТАНАЗИИ ЖИВОТНЫХ И ПРОФИЛАКТИКА 

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И 

ЖИВОТНЫХ 

31. В целях личной профилактики заболеваний общих, для человека и животных, при устройстве на работу и в дальнейшем ежегодно с работниками организаций проводятся инструктажи.

 32. Администрация организации обеспечивает работников защитной одеждой, условиями для личной гигиены (душевые установки, умывальники, мыло, полотенце и так далее), организовывает проведение медицинских осмотров, осуществляет профессиональные осмотры водителей перед выездом на линию.

 33. В целях недопущения распространения инфекционных заболеваний специальный автомобильный транспорт, оборудование и предметы, соприкасавшиеся с отловленными животными, подлежат обработке средствами, предназначенными для этих целей, в соответствии с методическими указаниями по их применению, утвержденными в установленном порядке. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

4 июня 2001 г. N 834 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ СОБАК, КОШЕК, 

А ТАКЖЕ ОТЛОВА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В НАСЕЛЕННЫХ 

ПУНКТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

(в ред. постановления Совмина от 01.11.2006 N 1448) 

В целях упорядочения содержания домашних собак, кошек, отлова безнадзорных животных Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить прилагаемые Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь.

 2. В трехмесячный срок:

 Министерству жилищно-коммунального хозяйства разработать и утвердить единую форму регистрационного удостоверения и жетона, выдаваемых при регистрации собак, кошек;

 Министерству сельского хозяйства и продовольствия утвердить перечень потенциально опасных пород собак, разработать порядок их разведения, содержания и ввоза в республику, а также обучения владельцев собак.

 3. Рекомендовать облисполкомам и Минскому горисполкому включать в сбор с владельцев собак компенсацию затрат по их ветеринарному обслуживанию, строительству и содержанию площадок для выгула, потреблению коммунальных услуг (вода, газ), одновременно предусмотрев льготы и освобождение от указанных сборов для отдельных категорий граждан.

 4. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Белорусской ССР от 13 мая 1980 г. N 199 "О мерах по усилению борьбы с заболеванием бешенством и упорядочению содержания собак, кошек и других хищных животных в населенных пунктах" (СЗ БССР, 1980 г., N 16, ст. 370). 

 

Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН

 

ПРАВИЛА 

СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ СОБАК, КОШЕК, А ТАКЖЕ ОТЛОВА 

БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ 

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

(в ред. постановления Совмина от 01.11.2006 N 1448) 

1. Настоящие Правила устанавливают требования по содержанию домашних собак, кошек, их регистрации, а также отлову безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь.

 2. Владельцы собак, кошек обязаны строго выполнять санитарно-гигиенические правила и нормы их содержания, обеспечивать безопасность людей, не допускать загрязнения этими животными общедоступных мест.

 3. При соблюдении указанных в пункте 2 настоящих Правил требований разрешается содержать:

 3.1. собак, кошек в занимаемой одной семьей отдельной квартире, но не более двух животных в отдельной квартире многоквартирного жилого дома. В квартире, где проживает несколько нанимателей (собственников), не более одного животного на семью нанимателя (собственника) при согласии всех совершеннолетних граждан, проживающих в квартире;

 3.2. собак, кошек в зооуголках, "живых" уголках школ, детских дошкольных и внешкольных учреждений, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений, станций юннатов и экологических станций и т.п. - с разрешения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб.

 4. Владельцы собак, кошек обязаны:

 4.1. соблюдать требования настоящих Правил, а также Санитарных правил и Ветеринарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 60, 8/3615);

 4.2. в трехдневный срок ставить в известность организации, осуществляющие регистрацию животных, а также ветеринарное учреждение по месту постоянного проживания о приобретении, продаже, гибели, пропаже, перемене места жительства или сдаче собаки, кошки;

 4.3. доставлять домашних собак, кошек в ветеринарные учреждения для обследования и прививок против бешенства согласно требованиям действующего ветеринарного законодательства;

 4.4. выводить в случае надобности собак из квартир или иных изолированных помещений, а также с изолированных территорий в места общего пользования на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке, которых можно выводить на поводке без намордника;

 4.5. производить выгул собак в местах, отведенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами;

 4.6. своевременно вносить установленные для владельцев собак сборы.

 5. Владельцам собак, кошек запрещается:

 5.1. приводить собак, кошек в магазины, на предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения, в школы и детские дошкольные учреждения, в общественные здания, парки, скверы, на стадионы, рынки, а также на животноводческие фермы <*>; 

------------------------------- 

<*> Это требование не распространяется на собак-поводырей. 

 

5.2. выгуливать собак на придомовых территориях;

 5.3. содержать незарегистрированных животных.

 6. Запрещается несовершеннолетним выгуливать собак потенциально опасных пород.

 7. Контроль за соблюдением правил содержания собак, кошек осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

 За нарушение правил содержания собак, кошек граждане, а также должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

 8. Регистрация собак, кошек производится организациями, определенными местными исполнительными и распорядительными органами.

 9. Собаки, кошки подлежат регистрации в течение трех дней со дня приобретения.

 10. Щенки и котята должны быть зарегистрированы в возрасте от 3 до 3,5 месяца.

 11. Регистрация собак потенциально опасных пород производится только при наличии у владельца справки о прохождении соответствующего обучения.

 12. При регистрации собак, кошек их владельцам выдается регистрационное удостоверение и жетон установленного образца, который должен быть постоянно прикреплен к ошейнику животного.

 13. Организации, осуществляющие регистрацию собак, кошек, обязаны ознакомить под роспись их владельцев с настоящими Правилами, а также санитарными и ветеринарными правилами.

 14. Расходы по регистрации собак, кошек оплачиваются их владельцами в размерах, установленных облисполкомами и Минским горисполкомом.

 15. Контроль за своевременной регистрацией собак, кошек, принадлежащих гражданам, осуществляется в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами.

 16. За нарушение порядка регистрации собак, кошек граждане, а также должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

 17. Безнадзорные собаки, кошки в населенных пунктах (в том числе с ошейниками, жетонами и в намордниках) подлежат отлову.

 18. Отлов собак, кошек в населенных пунктах производится в целях предотвращения заболеваний людей и животных бешенством и другими заразными болезнями, а также устранения случаев покусов людей и животных.

 19. Отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников.

 20. Мероприятия по отлову собак, кошек проводятся по графикам, согласованным с местными исполнительными и распорядительными органами, и по заявкам организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, и других организаций.

 (в ред. постановления Совмина от 01.11.2006 N 1448)

 Основанием для подачи заявок является наличие безнадзорных животных на обслуживаемой территории, а также обращения граждан и поступившие предложения санитарно-эпидемиологической или ветеринарной служб о необходимости проведения отлова животных.

 В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных.

 21. Отловленные собаки, кошки, имеющие регистрационные жетоны, содержатся в течение пяти суток в специально отведенных и оборудованных местах, о чем ставится в известность владелец животного.

 22. Собаки, кошки в течение пяти дней возвращаются владельцам (кроме животных, покусавших людей, а также контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительных на заболевание бешенством) при подтверждении ими своих прав и после оплаты полной стоимости затрат по содержанию животных.

 23. Учет принятых и отловленных собак, кошек производится организациями, занимающимися отловом безнадзорных животных. Дальнейшее использование таких животных осуществляется в порядке, определяемом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

 24. Захоронение трупов животных производится на скотомогильниках или в местах, согласованных с санитарно-эпидемиологическими и ветеринарными органами.

 Закапывать или выбрасывать трупы животных в других местах запрещается.

 25. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, ветеринарные и санитарные службы проводят анализ результатов мероприятий по отлову безнадзорных собак, кошек и при необходимости вносят предложения об отлове животных в соответствующие организации. 

(в ред. постановления Совмина от 01.11.2006 N 1448)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И 

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

12 декабря 2001 г. N 40 

О НЕКОТОРЫХ  ВОПРОСАХ  РАЗВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ, ВВОЗА В 

РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ, А ТАКЖЕ ОБУЧЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ 

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПОРОД СОБАК 

Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. N 834 "Об утверждении Правил содержания

 домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

 ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить перечень потенциально опасных пород собак согласно приложению.

 2. Ввоз в Республику Беларусь потенциально опасных пород собак производить только по разрешению Главного управления ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и при наличии удостоверения (справки) о прохождении специальных курсов о порядке разведения, содержания и ухода за собаками в кинологических клубах, имеющих республиканский или областной статус.

 3. Всем владельцам, имеющим собак потенциально опасных пород, в трехмесячный срок пройти специальные курсы в кинологических клубах для получения удостоверения (справки) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками.

 4. Содержание потенциально опасных пород собак согласно приложению осуществляется в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. N 834 "Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 57, 5/6167).

 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией.

  

Министр М.И.РУСЫЙ 

 

 

 

Приложение

 

к постановлению Министерства

 

сельского хозяйства и

 

продовольствия

 

Республики Беларусь

 

12.12.2001 N 40

 

ПЕРЕЧЕНЬ

 

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПОРОД СОБАК

 

1. Айну

 

2. Акабаш

 

3. Американский пит-бультерьер

 

4. Американский стаффордширский терьер

 

5. Анатолийский карабаш

 

6. Английский мастиф

 

7. Бельгийский мастиф

 

8. Бордоский дог

 

9. Бульмастиф

 

10. Бультерьер

 

11. Восточноевропейская овчарка

 

12. Горская гончая

 

13. Грецкая овчарка

 

14. Доберман Владека Рошины

 

15. Доберман-пинчер

 

16. Ирландский волкодав

 

17. Кавказская овчарка

 

18. Канарская собака (перро де пресо канарио)

 

19. Кангал

 

20. Капе-норсо

 

21. Кенгуровая собака

 

22. Корельская медвежья собака

 

23. Лангедокская пастушья собака

 

24. Леопардовая гончая

 

25. Маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака)

 

26. Мальорский бульдог (терро де мальоркин)

 

27. Московская сторожевая

 

28. Немецкая овчарка

 

29. Немецкий дог

 

30. Овчарка Дауфмана

 

31. Ризеншнауцер

 

32. Ротвейлер

 

33. Румынская овчарка

 

34. Среднеазиатская овчарка

 

35. Супердог и його помесь с майконгом

 

36. Тоса-ину (японская бойцовская собака)

 

37. Фила бразильеро

 

38. Черный терьер

 

39. Шарпей (китайская бойцовская собака)

 

40. Южнорусская овчарка